Грандиозные пещерные храмы Элоры — невероятное творение 6 века

Снова и снова повторяются те же самые картины, что дало ремесленникам Эллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм Кайлаша (Пещера 16). Описанный отдельно храм является достопримечательностью, которую надо непременно посетить находясь в Эллоре. Однако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. Если у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные прямо на юге, являются самыми интересными в группе.

Грандиозные пещерные  храмы  Элоры - невероятное творение 6 века

Пещера 14
Датируемая началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода — Пещера 14 — являлась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. Ее план похож на Пещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. Вход в святилище охраняют две внушительные статуи речных богинь — Ганги и Ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодородия «Сапта Матрика» качают на коленях упитанных младенцев. Сын Шивы — Ганеша с головой слона — восседает справа от них рядом с двумя ужасающими образами Калы и Кали, богинь смерти. Прекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Начиная с передней части, на фризах слева (если стоять лицом к алтарю) изображена Дурга, умерщвляющая демона-буйвола Махишу; Лакшми, богиня богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; Вишну в образе кабана Варахи, спасающий богиню земли Притхви от потопа; и наконец Вишну со своими женами. Панели на противоположной стене посвящены исключительно Шиве. На второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой Парвати; затем он исполняет танец творения Вселенной в образе — Натараджи; а на четвертом фризе — беспечно игнорирует тщетные попытки демона Раваны сбросить его с супругой с их земного жилища — Горы Кайласа.

Грандиозные пещерные  храмы  Элоры - невероятное творение 6 века

Пещера 15
Подобно соседней пещере, двухэтажная Пещера 15, ко входу в которую ведет длинная лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была занята индусами и превратилась в святилище Шивы. Можно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подняться вверх, где находится несколько образцов самой величественной скульптуры Эллоры. Название пещеры — «Дас Аватара» («Десять Аватаров») — происходит от ряда панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены пять из десяти воплощений — аватар — Вишну. На ближайшей ко входу панели Вишну показан в своем четвертом образе Человека-Льва — Нарасимхи, который он принял, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (Вишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). Обратите на безмятежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. На втором от входа фризе Хранитель изображен в воплощении спящего “Первобытного Мечтателя”, возлежащего на кольцах Ананды — космического змея Бесконечности. Из его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Брахма и начнет творение мира.

Загрузка...

На резной панели в углублении справа от вестибюля изображен Шива, появляющийся из лингама. Его соперники — Брахма и Вишну, стоят перед его видением униженно и просяще, символизируя преобладание в этом регионе шиваизма. И наконец, в середине левой стены помещения, если стоять лицом к святилищу, самая элегантная скульптура пещеры изображает Шиву в образе Натараджи, застывшего в танцевальной позе.

Грандиозные пещерные  храмы  Элоры - невероятное творение 6 века

Пещеры от 17 до 29
Только три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма Кайлаша достойны осмотра. Пещера 21 — «Рамешвара» (Ramesvara) — была создана в конце 6 в. Полагают, что она самая старая индуистская пещера в Эллоре, в ней находятся несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. Обратите внимание также на великолепную панель с изображением Шивы и Парвати. В Пещере 25, расположенной подальше, находится поразительный образ Бога Солнца — Сурьи, погоняющего свою колесницу навстречу рассвету.

Отсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускается по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. Пересекая сезонную речку с водопадом, тропинка поднимается вверх по другой стороне расщелины и приводит к Пещере 29 — «Дхумар Лена» (Dhumar Lena). Эту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Элефанта в Мумбайской гавани. Три ее лестницы охраняют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. Слева от входа Шива пронзает демона Андхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразнящего злого демона). На южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Шива поддразнивает Парвати, удерживая ее руку, когда она готовится к броску.

Грандиозные пещерные  храмы  Элоры - невероятное творение 6 века

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *