КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. «АВТОМАТОНЫ» ЖАКЕ ДРО

1758 год, часовщик Пьер Жаке-Дро привозит в Испанию свои творения – часы, которые отбивают время автоматически, без какого-либо вмешательства извне и представляет их королю Фердинанду 6. Эта презентация стала настоящим триумфом мастера и все привезенные им часы были приобретены разом для королевских дворцов Мадрида и Виллависиоза…

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Пьер Жаке – Дро родился в 1721 году на небольшой ферме Сюр-ле-Пон. Мальчик готовился стать священником, поэтому усиленно изучал богословие и философию. Но вдруг, откуда-ни возьмись, у него просыпается огромная тяга к механике и наукам, и через несколько лет он положит начало одной из самых престижных торговых марок «Жаке Дро» и станет самым искусным создателем анимированных часов с поющими птицами и фонтанами, а также автоматических кукол — под названием автоматон.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Где именно Жаке Дро обучился такому ювелирному мастерству история умалчивает. Вскользь упоминается семья кукольщиков с которой его познакомимли, но они и близко не делали того, что творил Пьер.

Первую автоматическую куклу Пьер-Жаке-Дро сделал в 1773 году. Андроид назывался «Калиграф», и представлял собой сидящую за столом куклу, размером с пятилетнего ребенка. Тело «автоматона» было сделано из дерева, голова из фарфора, на изготовление у часовщика ушло 20 месяцев. Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы (что-то вроде «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жак Дро — мой изобретатель»), промокал пресс-папье чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать. Премьеру «Мальчика» Дро устроил в Париже в 1774 году — при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI «живая» кукла вызвала ажиотаж.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Автоматон можно запрограммировать, с тем, чтобы он написал любой текст из 40 знаков, располагающийся в три строчки. Правой рукой «Калиграф» макает гусиное перо в чернильницу, поворачивает глаза в направлении пера, качает головой и начинает выводить текст на автоматически перемещающемся под рукой листе бумаги. Зрелище стоит признать весьма завораживающим — в особенности, если учесть, что автоматон создан без малого 250 лет назад и до сих пор отлично работает.

 

После «Мальчика» Дро вместе с сыном Анри сделал еще две куклы «Рисовальщика» и «Музыкантшу». «Рисовальщик»- почти ничем не отличался от «Пишущего мальчика». Он также сидел за деревянной конторкой, одетый в красный камзол, штанишки и белую рубашку с жабо. Однако «Рисовальщик» писал не фразы, а рисовал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок — «Моя Туту». Туту была любимицей предыдущего французского короля — Людовика XV.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

«Музыкантша» была более сложной заводной фигурой, над ней работали уже три часовщика — отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. «Музыкантша» была крупнее «Мальчика» и «Рисовальщика»— размером с восьмилетнего ребенка. «Музыкантша» была одета в кринолин с корсажем, украшенным бантами. Музыкальная кукла сидела за самым настоящим, только очень крохотным клавесином, и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций — перед ней лежали ноты.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Пять различных мелодий, которые автоматон способен играть, были написаны сыном мастера, Анри-Луи Жаке-Дро, который был не только тоже искусным механиком, но еще и одаренным музыкантом. Механизм «девушки-музыканта», довольно сложный по конструкции, она выполняла такие действия, как вздымающиеся от дыхания плечи, кукла как бы «дышит», наклоны корпуса, движение глаз. Девушка подчеркивает движения кисти руки во время игры, способна бросать взгляд влево и вправо, заканчивая игру на органе реверансом.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Инквизиция заинтересовалась Жаке Дро, заподозрив его в колдовстве. Его и его автоматоны арестовали, чтобы понять, как они работают, но когда монахи пришли на них посмотреть, то упали ниц в молитве, настолько они были поражены их работой и Жака Дро отпустили.

Успех заводных кукол Дро был огромен. В Париже у кукол появились конкуренты — куклы, сделанные французским механиком Жаком Вокансоном. Жак Вокансон подхватил тему «Музыкантши» — он изготовил «Флейтиста», который мог исполнять 11 мелодий. Но шедевром Жака Вокансона была кукла в виде утки, которая умела ходить, плавать, крякать, отряхивать крылья. Утка умела заглатывать зерна и даже переваривать пищу — в ее брюшке находился сосуд с химическими реактивами, которые разлагали зерна.
Кукла этой славной утки, в отличие от кукол Дро, не дожила до сегодняшнего дня — Вокансон привез ее в Россию, где она сгорела во время пожара на Нижегородской ярмарке.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Что интересно, дом Пьера Жаке-Дро существует по сей день, и участвует в историко-исследовательском проекте, ее специалисты занимаются изучением и реставрацией настольных часов работы Пьера Жаке-Дро, приобретенных в 1984 году Музеем часов Ле-Локля. Считается, что этот шедевр, входящий сегодня в часовую сокровищницу Невшателя, Наполеон преподнес в подарок принцессе Вюртембергской. Уникальные часы имеют великолепный корпус французского дизайна, выполненный из красного дерева и украшенный декоративными элементами из бронзы в стиле ампир. Корпус венчает клетка с механической певчей птицей.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Загрузка...

В ходе реставрации «сердце» уникальных часов, высокосложный механизм с надписью «Пьер Жаке-Дро в Ла Шо-де-Фоне» на латунной платине, был полностью разобран, изучен и очищен.

В этой долгой и кропотливой работе были задействованы лучшие специалисты нашего времени.
Канарейка, созданная для этих часов собственноручно Пьером Жаке-Дро, является свидетельством уникального периода в истории Jaquet Droz. Специалисты признали, что эта птица часовое усложнение высшего уровня, она воспроизводила целых шесть мелодий, причем функция пения могла включаться как вручную, так и автоматически, отмечая истекшие часы.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Птица «пела» благодаря встроенному мини-органу, ключевыми элементами которого являются звучащие трубки и валик с зубцами. Около 75 часов ушло у специалистов только на изучение работы механизма. Чтобы восстановить работу этих часов мастерам пришлось сделать матрицы и заготовки для станочной нарезки компонентов, после чего механизм будет собран заново! И это все с современными компьютерными технологиями, несколько специалистов не могут разобраться в работе механизма…

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Примерно в то же время Иван Петрович Кулибин – русский механик и изобретатель из Нижнего Новгорода создает часы в форме яйца и преподносит их в подарок Екатерине 2. Что же в них такого особенного, давайте посмотрим:

Часы состоят из 427 частей и имеют размер гусиного яйца. В полдень на часах звучит кантата, посвященная Екатерине и написанная самим Кулибиным. Каждые четверть часа играет разная мелодия. Яйцо открывается, и маленькие механические фигурки внутри исполняют сцену воскресения из библии. Это единственное творение Кулибина, дошедшее до наших дней.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО Из биографии Кулибина известно, что читать и писать его научил местный псаломец, всему остальному он научился сам! Откуда научился, от кого? Все библиотеки того времени принадлежали монастырям и трудно себе представить, чтобы в них были книги по механике, инженерным наукам и физике!

Да и трудно представить, чтобы мальчик из купеческой семьи так стремился к обучению очень редкому мастерству создания сложных механизмов.

Мастера часового дела в наше время полностью уверенны, чтобы сделать такой механизм нужно пройти обучение не менее по микромеханике, без нее невозможно сделать такой механизм, плюс современные приборы и станки!

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Но Кулибин умудрился в 1769 году так самообразоваться, что переплюнул современных мастеров и встроил в часы мини-театр!

Часы с павлином Джеймса Кокса. Часы изготовлены в Великобритании, в Лондоне в 1770-е годы. Материал: бронза, серебро, стразы, золочение. Уникальность этих часов заключается в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии! Часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 20:00.Сова поворачивает голову, моргает глазами и постукивает правой ногой. Играет музыка на колокольчике, прикрепленном к клетке совы. Павлин изящно поворачивает шею, раскрывая клюв и расправляя хвост, он вращается. Затем запускается петушиный механизм – петух кукарекает и качает головой. Стрекоза на грибе играет роль секундной стрелки. Часы показывают цикл конца ночи и восхода солнца, предполагая непрерывность жизни и воскресения.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Известно, что часы в Россию привозили по частям. Екатерина вторая приобрела их в 1781 году за 11 тысяч рублей. Часы были привезены в Россию в разобранном виде. Русский механик Иван Петрович Кулибин по просьбе Потёмкина отреставрировал часы. С 1797 года и по сегодняшний день часы «Павлин» являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же — это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.

КУКЛЫ-АНДРОИДЫ 18 ВЕКА. "АВТОМАТОНЫ" ЖАКЕ ДРО

Странно то, что нет ни одного изображения этого Кокса и информации, где он приобрел такие умения. А ведь это важно, как и с Иваном Кулибиным и Пьером Жаке-дро , создание таких механизмов требует специальных знаний! Но есть статья, опубликованная Музеем искусств Метрополитена в которой говорится, что нет никаких доказательств, что именно Кокс делал шедевры, приписываемые ему!

Ссылку на статью я оставлю в описании под видео. Думаю, что технологии недавнего времени были на совершенно ином уровне, о котором мы можем только догадываться по дошедшим до нас крупицам,  ведь чтобы создавать такие шедевры искусства нужно иметь соответствующие инструменты и образование. А нам внушили, что просто были одаренные мастера того времени, которых вдруг озаряло и они делали эти шедевры! Возможно, что не все уничтожено и многие такие шедевры еще спрятаны, где-нибудь в архивах Ватикана или музеях Ротшильдов, так как официальная версия того, что эти шедевры стали не нужны, звучит очень глупо – они просто вышли из моды… и интерес к такой роскоши угас! Это была поистине развитая человеческая цивилизация, уничтоженная несколько сотен лет назад, а выжившие индивиды присвоили все труды себе без зазрения совести…

Более подробно смотрите в видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *